С. Эйзенштейн: «Кинематография — это прежде всего монтаж»

НовосибирскРоссияВстречи в Сибирикинофестиваль

В справедливости выражения автора этих слов «монтаж аттракционов» ещё раз убедились воочию присутствующие на торжественном открытии ХVI Международного фестиваля документальных фильмов «Встречи в Сибири».
Монтажом аттракционов были и сама процедура открытия — со смонтированным роликом ретро-программы из киножурналов «Сибирь на экране» встречающей гостей на большом полиэкране в фойе кинотеатра «Победа», огромной кинематографической «хлопушкой», давшей старт фестивалю, с «сюрпризом» устроителей, показавших в самом его начале смонтированный из редких архивных кадров пролёт на самолёте «По-2″ над городом Новосибирском в 1929 г. (режиссёром этого уникального фильма стал обнаруживший редкие кадры в киноархиве Анатолий Антонов), ну и конечно же, большой полнометражный фильм, открывший фестиваль — „ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ — ДАМЫ И ГОСПОДА“.

Режиссёром этого фильма, украсившего бы собою любой кинофестиваль, является венгерский кинорежиссёр Дьёрдь Палфи, а сам фильм, как рассказала неизменный Президент фестиваля „Встречи в Сибири“ Элла Давлетшина, устроителям каким-то чудом удалось заполучить из Лос-Анжелеса.
Сюжет этого фильма-мелодрамы о двух влюблённых намеренно прост. Но вся фишка состоит в том, что его герои — Он и Она на всём протяжении фильма беспрерывно меняют свой облик, представая перед зрителем в облике отлично узнаваемых кинозвёзд мирового кинематографа — из столь же узнаваемых кадров мировых киношедевров. Снятых собственно для этого фильма кадров нет ни одного, но из этих уже знакомых каждому киноману кадров склеена щемящая история о любви, жизни, смерти, памяти… В ней участвуют Чарли Чаплин и Брижжит Бардо, Марчелло Мастрояни и Грета Гарбо, Александр Кайдановский и Джульетта Мазина, Марлен Дитрих и Лео Ди Каприо, Ален Делон и Софи Лорен, Джон Войт и Вивьен Ли… Более 500 претендентов на „идеального мужчину“ и „идеальную женщину“ мелькают перед зрителем в этом связанном только классическими монтажными „склейками“ завораживающем действе!

Время от времени из уст героев раздаются реплики, как правило, по-английски (которые пришлось синхронно переводить на русский переводчику во время просмотра). А порой перевод и не требовался.

-Как тебя зовут? — по-английски спрашивал очередной герой.
-Маша, — неожиданно по-русски отвечала ему через „склейку“ Валентина Малявина в кадре из фильма А. Тарковского „Иваново детство“.

Российское кино было представлено в этом „монтаже аттракционов“ также кадрами из „Чапаева“ и „Александра Невского“,"Сталкера», «Человека-амфибии» и «Влюблён по собственному желанию»…

Можно лишь поражаться любви к кинематографу, бесстрашию замысла, кажущемуся неисполнимым, долготерпению и подвигу режиссёра и его группы, «перелопатившей» практически весь мировой кинематограф — включая анимационное кино- и создавшей из его кадриков не просто «монтаж аттракционов», а стройный, невероятно красивый, осмысленный и заставляющий думать кинорассказ, отвлечься от которого невозможно ни на секунду. В кинорассказе о любви не обошлось без интимных сцен — но и они были взяты из известных киношедевров, а о их наличии в программе оповещал значок «18+". Впрочем, детей в переполненном зале «Победы» не было.
Были поклонники истинного киноискусства, с благодарностью проводившие фильм бурными и продолжительными аплодисментами.

Таков был первый день фестиваля, открывшего своеобразную «неделю любви к кино» в Новосибирске (2−6 августа, см. программу здесь). В дальнейшей программе зрителей также ждёт немало сюрпризов, и хочется пожелать им счастья сопричастности с настоящим искусством, а представляющим свои фильмы документалистам — столь же благодарных аплодисментов.

Успехов вам, столь необходимые сейчас кинематографические «Встречи в Сибири»!

Вместе мы делаем мир справедливее.

Сайт «Так-так-так» создан для того, чтобы мы помогали друг другу. Вы тоже можете помочь, поддержав проект

Написать комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.