«Секта» и «сектанты»: стоит ли журналистам использовать эти слова в масс-медиа?

Вся РоссияСанкт-ПетербургОбщественная коллегия по жалобам на прессурелигиясаентологиясвобода совестителевидение

Исследование Гильдии экспертов по религии и праву: сектофобия как явление, выраженное в употреблении понятий «секта» и «сектанты» по отношению к законопослушным верующим и зарегистрированным религиозным объединением, является явным нарушением свободы совести и вероисповедания в России.

В связи с резонансным решением Общественной коллегии по жалобам не прессу, в котором Коллегия признала пристрастным, односторонним и одиозным репортаж «Потрошители душ» Пятого канала о деятельности религиозной группы «Саентологическая Церковь города Санкт-Петербурга», Коллегия решила познакомить журналистское сообщество с мнением экспертов-религиоведов на эту тему.

Полностью религиоведческое исследование опубликовано на сайте «Религия и право», ре-публикация - на сайте Коллегии.

Итак, стоит ли журналистам использовать слова «секта» и «сектанты» в масс-медиа? Исследование гильдии экспертов по религии и праву.

Вопрос религии — достаточно деликатный, особенно, когда дело касается его освещения в средствах массовой информации во избежание оскорбления чувств верующих и разжигания межрелигиозной розни и вражды. Стоит помнить, что помимо традиционных конфессий существуют и новые религиозные объединения и движения, по отношению к которым также могут применяться нормы этики, морали и даже права. К подобным объединениям можно причислить, например, Саентологическую церковь, жалобы от представителей которой уже не раз рассматривались Коллегией.

Часто журналисты не разбираются в религиозном многообразии России, в разных направлениях, в том, как живут верующие в разных общинах, во что и как они верят.

Недавно сетевое издание «Религия и право» опубликовало экспертное исследование по одной из проблем в освещении религиозных тематик — употребления понятий «секта» и «сектант» в отношении верующих и их объединений.

Само слово «секта» имеет греческие корни и изначально не имело отрицательной коннотации, означало оно «школа», «учение». Однако уже в словаре Даля (19 век) можно найти иное значение, а именно: братство, согласие, толк, раскол или ересь. То есть, во втором варианте слово определенно имеет негативный оттенок, поэтому многие люди воспринимают его соответствующе.

По данным опроса Левада-Центра, у 40.2% опрошенных (всего в опросе участвовало 1602 человека) слова «секта» и «сектанты» ассоциируются у них с мошенничеством, 31% сказали, что слова «секта» и «сектанты» ассоциируются у них с безумием и гипнозом. Были проведены и другие опросы, результаты которых также говорят о негативном отношении людей к словам «секта» и «сектант» и даже страхе и ненависти в некоторых случаях. Интересно, что по результатам опроса того же Левада-Центра, только 13% опрошенных признались в том, что эти негативные образы и ассоциации созданы средствами массовой информации, хотя, очевидно, что абсолютное большинство подобных характеристик заимствованы из прессы и телевидения. В рамках столь враждебной атмосферы лишь 7% считают, что употребление этих понятий неприемлемо.

В исследовании приводятся комментарии ученых и экспертов. Например, Екатерина Элбакян, религиовед, доктор философских наук, профессор кафедры социологии и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений, эксперт в сфере государственно-конфессиональных отношений говорит: «Мое восприятие как гражданина, живущего в стране, где преследуются религиозные меньшинства, именуемые сектами, исключительно негативное. Считаю, что жонглирование данным термином, вне контекста типологизации религиозных организации, всегда несет в себе негативный смысл, является уничижительным для верующих и зачастую используется в отношении организаций, не являющихся, с точки зрения религиоведения, сектами, не отвечающими признакам секты. Население, власть и общество, находящееся под влиянием непрофессиональных СМИ, воспринимают секту и сектантов однозначно негативно».

Очевидно, что употребление этих слов в средствах массовой информации влечет за собой враждебное отношение не только к самим понятиям, но и к людям/организациям, по отношению к которым они используются. Поэтому издание «Религия и право» советует воздержаться от использования слов «секта» и «сектант» в СМИ.

В законодательстве России и стран СНГ понятия «секта» не существует вовсе, но в виду сложившего представления, его употребление может оскорбить чувства верующих. В тексте исследования говорится также и о том, что Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ и Большое жюри Союза журналистов РФ не раз отмечали, что неоправданное использование данного термина в отношении конкретной религиозной организации противоречит нормам морали и этики (Решение Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации № 4 (138) от 12 февраля 1998 г., Решение Общественной коллегии по жалобам на прессу от 27 ноября 2006 г., Решение Большого жюри Союза журналистов России от 18 ноября 2004 г. № 42).

Коллегия по жалобам на прессу несколько раз сталкивалась с жалобами от представителей Саентологической Церкви Москвы и Санкт-Петербурга. В числе прочих нарушений этики Коллегия также отмечала и использование понятий «секта» в отношении данного религиозного движения. В одном из своих Решений («О жалобе, НО НП „Центр Управления Деятельностью по распространению Дианетики и Саентологии“ на сюжет „Хаббард вместо азбуки: саентологи „учат“ детей с полутора лет“, вышедший в эфир в программе „Вести-Москва. Неделя в городе“ (телеканал „Россия 1″) 24.11.2013 г.“) она написала:

„Коллегия не считает себя достаточно компетентной для того, чтобы устанавливать собственные признаки понятия „секта“, вокруг и по поводу которого ведутся давние споры. Коллегия, вместе с тем, полагает уместным привести здесь примечание редакции к Х главе известного специалистам сборника „Свобода религии и убеждений: основные принципы (философия, законодательство, защита свободы совести)“, изданного в России в 2012 г. „Гильдией экспертов по религии и праву“. Вот выдержки из примечания к написанной Эйлин Бейкер главе „Почему культы? Новые религиозные движения и свобода религии и убеждений“: „Термин „секта“ и производные от него термины имеют, как правило, презрительный и уничижительный оттенок и употребляются обычно в бытовой, а иногда и политической полемике, в рамках журналистских публикаций, в том числе, специально создающих устрашающий образ „сект“, рода дискриминации“. Коллегия полагает приведённое высказывание достаточным для самоопредления профессионала в вопросе о том, употреблять или нет понятие „секта“ в журналистской публикации.“

На основании всех проведенных опросов и мнений ученых и экспертов, в исследовании делаются выводы о понятиях „секта“ и „сектант“ и их использовании в средствах массовой информации. В частности, вновь говорится о явно негативном оттенке этих слов, чаще всего они ассоциируются с чем-то аморальным и преступным, используются для создания отрицательного и отталкивающего образа того или иного объединения граждан или организации. Также делаются выводы о том, что употребление понятий „секта“ и „сектанты“ в масс-медиа, в публичном пространстве, вне научного контекста, применительно к существующим религиозным объединениям является разжиганием межрелигиозной вражды, поводом для агрессии и разрушения гражданского мира и согласия в обществе. По оценке религиоведческого сообщества, правоведов, социологов, историков и лингвистов употребление слов „секта“ и „сектанты“, как правило, сопряжено с клеветой и унижением чести и достоинства, поскольку оценочно"сектантами» с соответствующей отрицательной коннотацией называют законопослушных граждан и существующие согласно законодательству РФ религиозные группы и религиозные организации.

Сектофобия как явление, выраженное в употреблении понятий «секта» и «сектанты» по отношению к законопослушным верующим и зарегистрированным религиозным объединением, является явным нарушением свободы совести и вероисповедания в России.

Вместе мы делаем мир справедливее.

Сайт «Так-так-так» создан для того, чтобы мы помогали друг другу. Вы тоже можете помочь, поддержав проект

Написать комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.