Работодатель требует документы после увольнения. Что делать?

Воронежская обл.трудовые отношения

Проблема
Анонимно 13 октября 2017, 21:31

Здравствуйте! Работала на 0,5 ставки специалистом по мобилизационной работе. При трудоустройстве от работодателя дел не принимала, мне просто кинули кучу документов, в которых я самостоятельно наводила порядок и разбиралась с ними.  Материально  фактически ни за что не отвечала, имущества никакого за мной закреплено не было,  с денежными средствами так же дел не имела. Но со всеми сотрудниками учреждения заключался договор материальной ответственности. У меня он тоже есть. По  правилам ведения воинского учета все документы должны были храниться в сейфе. За мной сейф закреплен не был в бухгалтерии,  но в кабинете   он  стоял- с неисправным замком, важные документы я в нем не хранила и в принципе не пользовалась, т.к. своей функции защиты документов он не выполнял.  Перед моих уходом в отпуск  возник серьезный трудовой спор с работодателем и я написала заявление в ГИТ. Также все документы по воинскому учету я по акту  и соответствующему приказу передала начальнику отдела кадров (акт у меня есть, он подписан начальником ОК и директором). В период моего отпуска  сейф, находящийся  в моем кабинете, в котором помимо меня  работал и другой сотрудник,  вскрыли (начальник отдела кадров и ее муж, на каком основании мне не известно и узнала я об этом   случайно от знакомых, работающих вместе со мной). Естественно в нем ничего не было.  В период отпуска я  приняла решение уволиться. Меня уволили последним днем отпуска по собственному желанию. Все документы по увольнению отправили почтой по моему требованию. И вот спутя  почти месяц после увольнения   ко мне пришли с полиции  и заявили, что работодатель написал на меня заявление, что я удерживаю какие-то документы. Ознакомиться с этим заявление мне не дали. По сути я не знаю,  какие именно документы с меня требует работодатель. Я дала объяснение и   приказ  и акт о передаче перед отпуском имеющихся у меня документов.  Хочу узнать перспективы, правильно ли я сделала и какие  еще доказательства я могу предъявить? И вообще, если мне изначально ничего не передавали, то что могут требовать? Материального ущерба я не могла причинить, т.к. не смотря на заключенный  договор  о мат. ответ-ти, материальные ценности за мной не числились.

Решение
Viktoriya Kochetkova Viktoriya Kochetkova , эксперт 16 октября 2017, 14:42
1

Здравствуйте!

Договор о матответственности не имеют права заключать со всеми работниками, это нарушение закона. О матответственности работника читайте наш Алгоритм:

/blog/algorythm/2014/11/14103/ Взыскание материальной ответственности с работника

Работник должен знать, что именно работодатель обязан доказать (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52):

— отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника;

— противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда;

— вина работника в причинении ущерба;

— причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом;

— наличие прямого действительного ущерба;

— размер причиненного ущерба;

— соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности (Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности», работник достиг возраста 18 лет (ст. 244 ТК РФ).

Если работодателем доказаны правомерность заключения с работником договора о полной материальной ответственности и наличие у этого работника недостачи, работник обязан доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52).

Viktoriya Kochetkova Viktoriya Kochetkova , эксперт 16 октября 2017, 14:46
0

Но, ваш работодатель обратился в полицию, а это уголовная ответственность, и это право работодателя, и полиция уже будет доказывать вашу вину, и есть ли состав преступления, чтобы привлечь вас к ответственности.

Только я не очень понимаю, что это за полиция, которая ходит по домам и видимо, сидя на кухне берет у вас какое-то объяснение. Вы хотя бы запомнили данные этого работника полиции, обращайтесь в отдел (управление), где он служит, и выясняйте всю ситуацию, а еще подавайте жалобу в прокуратуру, и руководству ОВД по действиям сотрудника полиции.

Заявление в инстанции можете подавать через Инет на сайт этих организаций (кроме суда), ответ в этом случае в течение 30 дней.

Ольга Ольга 16 октября 2017, 14:56
0

Сработала моя растерянность. Позвонили, будучи у подъезда. Поднялись. Все было неожиданно. Я поняла, что это была опер группа. Не представились. И я   от растерянности не спросила кто они и как зовут.

Viktoriya Kochetkova Viktoriya Kochetkova , эксперт 16 октября 2017, 15:00
0

Поздравляю, это могло быть простая схема, когда один знакомый, обращается к другому знакомому, но сотруднику полиции, и тот под видом, что есть какое-то заявление, вот таким образом посетил вас на дому, чтобы взять "на испуг" и т.п.

Больше такого не допускайте, и пока вы даже не сможете в прокуратуру и в полицию обратиться с жалобой на действия этих сотрудников полиции, т.к. не знает не их данные, не знаете из какого они отдела или управления полиции.

И пока не произойдут какие-то очередные действия, вы не можете что-то предпринять, т.к. по факту ничего и не было.

Ольга Ольга 16 октября 2017, 15:08
0

нет, заявление было. Т.к. идет взаимная баталия между мной и бывшим работодателем. Работодатель подделал мои подписи на приказах, по которым меня лишили права на компенсацию за неспольз. отпуск. Отсюда и было мое заявление в ГИТ, Кроме того,  в части фальсификации документов   полиция рассматривает мое заявление о подделке подписи. Общалась  с участковым, который брал для исследования мои образы подписи по моему заявлению.  И я спрашивала, что за заявление на меня написано. Он  подтвердил, что такое заявление было. Писал его начальник ОК  имея доверенность или какой-то документ, что является представителем работодателя.  По остальному он не в курсе.

Viktoriya Kochetkova Viktoriya Kochetkova , эксперт 16 октября 2017, 15:12
1

По вопросу лишили компенсации за неиспользованный отпуск, то в законе нет ни одного основания законного, чтобы лишить работника при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск ст.127 ТК РФ.

И еще, если вы уволились, и возник трудовой спор, то решать его нужно в суде, ГИТ не решает трудовые споры, особенно, когда требуются доказательства, доказательства оценивает только суд. ГИТ работает только с официальными документами и с фактами нарушения ТК РФ, которые не требуют доказательств.

Ольга Ольга 16 октября 2017, 15:20
0

Было неправильное оформление перевода меня с внутреннего совместительства как на основную должность. При этом   приказа об увольнении с основной должности (работала еще по иной должности на 0,5 ставки также по трудовому договору) не было выпущено. Соответственно   меня перевели с сов-ва   как на основную должность, а с основной не уволили. Поэтому по основной и не выплатили  компенсации за неисп отпуск. В законе может и нет оснований. Но работодатель выдумал такую процедуру, по которой  получилось так, как получилось. И в итоге, приказы по этой  выдуманной наверное Пушкином процедуре выпущены, и меня с ними не ознакомили. Подпись не моя. О чем я и заявила в полици. Ввиду того, что узнала я об этих приказах достаточно поздно, когда запросила документы о работе  в порядке ст. 62 ТК, срок исковой давности по  труд. спору и оспариванию этих приказов-3 месяца, был  пропущен. 

Ольга Ольга 16 октября 2017, 15:26
0

Планирую обращаться в суд. Но ость один вопрос, который меня тормозит, тк. дело очень запутанное. Если я верно помню, то при труд. спорах истец освобождается от госпошлины и суд расходов. Если работодатель , имея штатного юриста, захочет нанять частного адвоката, и в случае, если    я в чем-то окажусь неправа и суд проиграю. Взыщут ли с меня расходы на услуги адвоката как с проигравшей стороны?  

Viktoriya Kochetkova Viktoriya Kochetkova , эксперт 16 октября 2017, 15:35
0

Нет, даже, если суд вы проиграете, то издержки по суду работник не платит.

Viktoriya Kochetkova Viktoriya Kochetkova , эксперт 16 октября 2017, 15:37
0

Утвержд?н Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 июня 2012 года

О Б З О Р судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 год

Но Верховный суд напомнил своим коллегам следующее. По статье 352 Трудового кодекса каждый имеет право защищать свои трудовые права всеми законными способами, в том числе и через суд. Есть в Трудовом кодексе еще одна статья - 383. В ней говорится, что рассмотрение индивидуальных трудовых споров регулируется как Трудовым кодексом, так и "иными федеральными законами". Общие правила распределения судебных расходов между сторонами прописаны в нескольких статьях ГПК с 98-й по 103-ю. Действительно, в статье 100 сказано, что суд может присудить проигравшей стороне оплатить понесенные победителем расходы на представителя. Но Верховный суд напомнил, что в Трудовом кодексе есть статья 393. И там сказано, что при обращении в суд с иском, в котором есть требования, вытекающие из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов. Исходя из этой нормы, заявила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда, работник освобождается от всех судебных расходов, независимо от результатов рассмотрения судом его иска, в том числе и в случае частичного или полного отказа работнику в его требованиях. Верховный суд подчеркнул: такое положение - освобождение человека от всяческих расходов - связано с необходимостью обеспечить ему "надлежащую защиту прав работника, находящегося в организационной зависимости от работодателя".

Ольга Ольга 16 октября 2017, 15:36
0

И еще вопрос: я обращалась для консультации к нескольким адвокатам своего города, однако ни один не смог внятно меня проконсультировать по моей ситуации и всем документам. Есть вопросы по поводу невыплаты зарплаты, но срок иск давности у меня близок к завершению. На Вашем сайте есть платные услуги. Могу ли я обратиться на платной основе, но оговорив сроки, чтобы, в случае перспективы иска, успеть подать в суд?

Viktoriya Kochetkova Viktoriya Kochetkova , эксперт 16 октября 2017, 15:39
0

Слушайте, если вы будете обращаться на платной основе, то определитесь с вопросом, а не все в кучу, а то у вас и посещение вас полицией, и договор о матответственности, и оказывается вам что-то работодатель не выплатил. 

Вы формулируйте четко ситуацию, которую хотите решить, а когда все в кучу, даже сложно выделить, что в этой ситуации основное.

Ольга Ольга 16 октября 2017, 15:44
0

По данному опубликованному вопросу Вы ответили вполне исчерпывающе. Мне все понятно. Но диалог продолжился  по иным вопросам, поэтому я и спросила про платный раздел. Меня интересует возможность оговорки срока по ответу  в платном разделе. При этой возможности данную тему можно закрыть и по остальным вопросам я обращусь платно.

Viktoriya Kochetkova Viktoriya Kochetkova , эксперт 16 октября 2017, 15:47
0

Что касается сроков на платном нашем ресурсе, то я его не веду, не распределяю, и не отвечаю за этот ресурс, поэтому, как все будет быстро я не подскажу.

А если вам все ясно и вы получили в данном случае полный ответ, то думаю, можно закончить нашу переписку.

Ольга Ольга 16 октября 2017, 15:48
0

Да. Спасибо за Вашу консультацию

Ольга Ольга 16 октября 2017, 14:53
0

Спасибо за ответ. Но тем не менее договора были заключены со всеми работниками учреждения. Получается, что не будучи фактически материально ответственной , имеющийся у меня договор не имеет силы? Можно ли расценивать заявление от работодателя как  заведомо ложный донос, ведь ему  изначально было известно о моих должностных обязанностях и какие именно дкументы у меня находятся, тк  в акте приема-передачи  перед  моим отпуском весь перечень переданных документов был  (акт составлен по приказу о передаче дел по должности на период отпуска) , передача была  начальнику ОК в составе комиссии. Все члены комиссии в нем расписались и на акте стоит  подпись директора. За период моего нахождения  в отпуске никаких попыток  взять объяснение и требований о предоставлении якобы недостающих документов не было. А "вспомнили" о них только спустя 1,5 месяца после моего увольнения. Кроме того, сейф, в котором я якобы хранила документы, вкрывали в период моего отпуска. На каком основании мне не понятно. На тот момент я еще не писала заявления об увольнении. Т.е. могла бы быть отозвана из отпуска (по крайней мере такой вариант  мог бы быть использован работодателем) для дачи объяснений или передаче, если бы это имело место быть, нужных документов. Однако  сейф встрыли без суда и следствия, не в моем присутствии, неизвестно какой, т.к инвентарного номера на нем не было. Я за него не отвечала и нигде  в документах  не значится, что я работала с этим сейфом.

Viktoriya Kochetkova Viktoriya Kochetkova , эксперт 16 октября 2017, 14:56
0

За нарушение трудового законодательства работодатель несет административную ответственность по ст.5.27 КоАП РФ.

Заявление в инстанции можете подавать через Инет на сайт этих организаций (кроме суда), ответ в этом случае в течение 30 дней.

Обращайтесь в заявлением в ГИТ и прокуратуру по факту того, что работодатель незаконно со всеми работниками организации заключает договора о матответственности, и что такой договор был заключен с вами, правда, здесь нужны доказательства, нужно, чтобы у вас на руках был второй экземпляр этого договора, иначе, работодатель просто спрячет эти все незаконные договора.

Ольга Ольга 16 октября 2017, 15:01
0

у меня есть этот договор на руках)

Viktoriya Kochetkova Viktoriya Kochetkova , эксперт 16 октября 2017, 15:08
0

Ну, вот по своему случаю вы можете обратиться, а что касается других работников, то вряд ли работодатель предоставит эти договора проверяющей инстанции.

Ольга Ольга 16 октября 2017, 15:13
0

В этой части все понятно. Спасибо за ответ.

Viktoriya Kochetkova Viktoriya Kochetkova , эксперт 16 октября 2017, 15:07
0

Т.к. нет никаких данных по сотрудникам полиции, я делаю вывод, что ваше посещение не носило официальный характер.

И повторяю, если бы было все официально, то работодатель имеет право обратиться в полиции, как и любой гражданин этой страны, никакого ложного доноса нет, просто есть факт чего-то, работодатель обратился в полицию, чтобы полиция разбиралась по этому факту, факт мог не подтвердиться, полиция бы не нашла состава преступления, но это не означает, что граждане страны не имеют права обращаться по своим проблемам в соответствующие органы.

Вы и сами допустили ошибки, даже не зафиксировав факт того, что вас посетили сотрудники полиции, и не выяснив по какому вопросу, и что это за сотрудники.

Не вижу смысла продолжать эту тему, т.к. по факту темы нет.

Viktoriya Kochetkova Viktoriya Kochetkova , эксперт 16 октября 2017, 15:09
1

И если вы сдавали документы по акту при увольнении, то у вас должен быть второй экземпляр акта на руках, тоже доказательства того, что к вам претензий не может быть.

Ольга Ольга 16 октября 2017, 15:22
0

Второй экземляр на руках. Значит я могу быть спокойна.

Viktoriya Kochetkova Viktoriya Kochetkova , эксперт 16 октября 2017, 15:25
1

Да можете быть спокойной, а в следующий раз, если будет общение с полицией, то только у них в кабинетах и по повестке, и выясняйте все - данные сотрудников, и те претензии, которые вам предъявляют.

Ольга Ольга 16 октября 2017, 15:29
0

Конечно. Признаю, что  в описанной мной ситуации я проявила неосмотрительность. Спасибо.

Viktoriya Kochetkova Viktoriya Kochetkova , эксперт 16 октября 2017, 15:50
0

В суд обращайтесь по вопросу невыплаты компенсации за неиспользованный отпуск ст.392 ТК РФ с 03.10.2016 сроки:

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

А полиция не решит эту ситуацию.

Viktoriya Kochetkova, эксперт

Менеджер по персоналу
Общий стаж более 10 лет 1. Провожу кадровые аудиты, ставлю кадровый учета с «нуля», разрабатываю Положения, должностные инструкции и другие локальные нормативные акты. 2. Решаю конфликтные ситуации, умею убеждать, находить компромисс. 3. Отличное знание ТК РФ и судебной практики. 4....
Обращение:

13 октября 2017, 21:31,
1 год назад
Рейтинг: 25

Рейтинг обращения определяется активностью обсуждения: числом комментариев и одобрений (лайков).